Электроразрядная зона непосредственно контактирует с обрабатываемым УВ сырьем, которое подаётся непрерывно. Под воздействием высокоэнергетичных электронов и ионов плазмы, молекулы УВ, входящие в состав сырья, подвергаются деструкции и делятся на более низкомолекулярные соединения.
Эффективное время нахождения УВ в электроразрядной зоне 12 микросекунд.
Основной особенностью ЭР процессов является то, что в плазме образуются в более высоких концентрациях, чем при крекинге реакционноспособные частицы — возбуждённые молекулы, электроны, молекулярные ионы и свободные радикалы, которые инициируют и обусловливают новые типы химических реакций крекинга.
Основное достоинство преобразования энергии в условиях электроразрядных процессов (ЭРП) состоит в больших скоростях протекания реакции крекинга. Интенсификации процессов крекинга происходит под действием высокой температуры (около 105 К) и большой удельной мощности электроразрядов, которые приводят к образованию высокой концентрации активных радикалов, ионов и электронов.
Энергия электронов при ЭРП около 10 эВ, что позволяет расщеплять углеводороды по связям С-С (6,2 эВ) и С-Н (5,5 эВ).
Воздействие ЭРП на мазут вызывает множество химических реакций, приводящих к деструкции высокомолекулярных соединений мазута, что повышает КПД по сравнению с термическим крекингом.
Переработка мазута состояла из следующих стадий:
Обработка мазута в ЭР реакторе при 90оС с получением переработанного продукта;
Разгонка этого продукта с получением фракции н.к.-360оС, остатка и газа. Температура начала кипения составила 142оС;
Отгон из фракции н.к.-360оС с получением продуктов бензиновой фракции (фр. н.к.-180оС) и дизельной фракции (фр. 181-360оС);
Разгонка исходного мазута без ЭР обработки позволила получить около 20% дистиллята. Температура начала кипения составила 255оС.
Продукты, г |
Расход 1, г |
Расход 2, г |
Расход 3, г |
Суммарный расход, г |
% |
||||
(ЭР обработка) |
(после 1-й разгонки) |
(после 2-й разгонки) |
|||||||
Мазут |
1000 |
Газы+потери |
50 |
10(+50) |
Газ |
1(+60) |
61 |
6,1 |
|
Полупродукт |
950 |
Отгон до 350 оС |
643 |
Фракция |
|||||
н.к-180оС |
72 |
72 |
7,2 |
||||||
Фракция |
|||||||||
181-360оС |
570 |
570 |
57,0 |
||||||
Остаток |
297 |
297 |
29,7 |
||||||
Всего |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
При переработке 1000 кг мазута с использованием ЭР технологии может быть получено, кг: 61 – газа, 72 – бензиновой фракции, 570 – дизельной фракции и 297 остатка.
Отгон после первой разгонки соответствует требованиям ТУ к печному топливу.
Остаток является компонентом дорожного битума. Обладает показателем пенетрации около 150 мм и температурой размягчения по кольцу и шару (КиШ) 73оС, также его можно использовать как компонент сырья замедленного коксования.
Энергетические затраты при ЭР обработке 1000 кг мазута: потребление источника питания ЭР реактора – 6,16 кВт, нагрев мазута (с 25 до 60°C ) – 20 кВт, работа двигателя насоса – 2,75 кВт, компрессор – 2,42 кВт. Итого: 31 кВт на обработку 1000 кг мазута.
Групповой состав дистиллята показывает, что фракция н.к-180оС содержит около 30% олефинов и 6% диенов. Именно эти соединения могут полимеризоваться и повышать вязкость продукта ЭР переработки мазута до разгонки.
Во фракции 181-360оС отсутствуют диены и содержится около 3% олефинов. При этом в этой фракции около 40 % линейных парафинов и 26% ароматических соединений.
Соединения серы представлены в основном производными бенз- и дибензтиофенами. Содержание серы распределяется следующим образом, %: 0.57 – бензиновая фракция (фр. н.к. - 180оС), 1.16 – дизельная фракция (фр. 181-360оС), 2.5 – исходный мазут М100, 2.6 – остаток разгонки ЭР обработанного мазута М100.
№ |
Наименование показателя |
Исходный мазут |
Норма |
Методы испытаний |
Значения показателей |
||
Марка А |
Марка Б |
Марка В |
|||||
1 |
Внешний вид |
Жидкость от темно зеленого до черного цвета |
Жидкость от темно коричневого до черного цвета |
Жидкость от темно коричневого до черного цвета |
Визуальный осмотр |
Темный, непрозрачный |
|
2 |
Кинематическая вязкость, не более сСт при 40⁰С |
15 |
20 |
50 |
ГОСТ 33 |
7,481 при 20⁰С |
|
3 |
Плотность при 20⁰С, кг/м3, не более |
974 |
860 |
940 |
980 |
ГОСТ 3900 |
867,5 |
4 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ⁰С не выше |
Плюс 60 |
Плюс 80 |
Плюс 130 |
ГОСТ 6356 |
79 |
|
5 |
Содержание воды, % не более |
0,15 |
5 |
ГОСТ 2477 |
менее 0,05 |
||
6 |
Массовая доля механических примесей, % не более |
1 |
ГОСТ 6370 |
0,04 |
|||
7 |
Массовая доля серы, % не более |
2,5 |
3,5 |
ASTM D 4294 |
1,35 |
||
8 |
Температура застывания, ⁰С, не выше |
Плюс 3 |
Минус 20 |
Минус 10 |
0 |
ГОСТ 22287 |
Минус 34 |
9 |
Фракционный состав: |
||||||
30% перегоняется при температуре ⁰С, не более |
240 |
260 |
310 |
ASTM D 1160 |
70 при 350⁰С |
||
50% перегоняется при температуре ⁰С, не более |
320 |
330 |
340 |
||||
60% перегоняется при температуре ⁰С, не более |
360 |
360 |
360 |
||||
10 |
Зольность, % не более |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
ГОСТ 1461 |
0,02 |
№ |
Наименование параметров |
Требования к СМТ |
Исходный мазут |
Значения показателей |
1. |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
61 |
75 |
|
2. |
Массовая доля серы, %, не более: |
|||
- вид А |
0,1 |
|||
- вид Б |
0,2 |
|||
- вид I |
0,5 |
|||
- вид II |
1 |
|||
- вид III |
1,2 |
2,5 |
1,16 |
|
3. |
Содержание меркаптановой серы, мг/кг |
0,025 |
0,0057 |
|
4. |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более |
11,4 |
5,455 |
|
5. |
Температура застывания, °С, не выше: |
минус 10 |
плюс 3 |
< минус 51 |
6. |
Коксуемость, масс % |
0,2 |
0,03 |
|
7. |
Массовая доля воды, % |
следы |
0,15 |
0,05 |
8. |
Содержание водорастворимых кислот и щелочей (рН) |
отсутствие |
7,6 |
|
9. |
Зольность, масс % |
0,01 |
0,004 |
|
10. |
Массовая доля механических примесей, % |
0,02 |
0 |
|
11. |
Плотность при 15 °С, кг/м3, не более или |
893 |
- |
|
12. |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
890 |
974 |
857,2 |
13. |
Йодное число, г йода/100 г топлива, не более |
20 |
29,8 |
При атмосферной разгонке исходного мазута до 360оС без ЭР обработки и после ЭР обработки получается соответственно около 20% и 64% дистиллятной фракции, которая соответствует требованиям к печному топливу. Получаемые с использование ЭР технологии жидкие фракции могут быть гидроочищены и переработаны совместно с фракциями замедленного коксования и висбрекинга.
Получаемый остаток является компонентом дорожного битума.
Затраты электроэнергии непосредственно на ЭР обработку 1000 кг мазута составляет около 6,16 кВт.
Таким образом, ЭР метод при низких энергетических затратах может быть использован как нетрадиционный способ переработки нефтяного мазута.
Наименование параметра |
Значение |
Максимальная производительность по исходному материалу, не менее, т/ч |
8 |
Количество каналов разряда, шт. |
10 |
Обслуживающий персонал, человек/смена |
2 |
Максимальная установленная мощность, кВт/т |
9,6 |
Максимальная потребляемая мощность, кВт |
101 |
Напряжение питания переменного тока, В |
380±38 |
Частота питания переменного тока, Гц |
50±1 |
Расход присадки, кг/т |
1 |
Объем бункера для присадки, м3 |
0,7 |
Общая площадь, не более, м2 |
31 |
Масса, не более, т |
9 |