Наш телефон:
+7 (812) 346-29-78; +7 (921) 779-11-67
  • Электроразрядный крекинг гудрона

    Электроразрядныая обработка нефтяных остатков

Задачи электроразрядного (ЭР) крекинга гудрона, полученного на установке АВТ

  • Получение из гудрона около 35% печного топлива, около 57% компонента дорожного битума и около 8% углеводородных газов.

  • Получение из гудрона мазута М100 до 80%, около 12% бензиновой фракции и 8% углеводородных газов.

Задачи электроразрядного (ЭР) крекинга гудрона, полученного на установке АВТ

Схема установки для обработки мазута

Электроразрядная зона непосредственно контактирует с обрабатываемым УВ сырьем, которое подаётся непрерывно. Под воздействием высокоэнергетичных электронов и ионов плазмы, молекулы УВ, входящие в состав сырья, подвергаются деструкции и делятся на более низкомолекулярные соединения.

Эффективное время нахождения УВ в электроразрядной зоне 12 микросекунд.

 

mazut 

Основные особенности ЭР процессов

Основной особенностью ЭР процессов является то, что в этой зоне образуются реакционноспособные частицы — возбуждённые молекулы, электроны, молекулярные ионы и свободные радикалы, которые инициируют химические реакции крекинга. 

 

Преимущества электроразрядных процессов

  • Основное достоинство преобразовании энергии в условиях электроразрядных процессов (ЭРП) состоит в больших скоростях протекания реакции крекинга. Интенсификации процессов крекинга происходит под действием высокой температуры (около 105 К) и большой удельной мощности электроразрядов, которые приводят к образованию высокой концентрации активных радикалов, ионов и электронов.
  • Энергия электронов при ЭРП около 10 эВ, что позволяет расщеплять углеводороды по связям С-С (6,2 эВ) и С-Н (5,5 эВ).
  • Воздействие ЭРП на гудрон вызывает множество химических реакций, приводящих к деструкции высокомолекулярных соединений, что повышает КПД по сравнению с термическим крекингом.

 

Последовательность переработки гудрона после АВТ с целью получения максимального количества светлых фракций

Переработка гудрона состояла из следующих стадий:

  • Обработка гудрона в ПХ реакторе при 160оС с получением переработанного продукта;
  • Разгонка этого продукта с получением фракции н.к.-360оС, остатка и газа. Температура начала кипения составила 145оС; Выход дистиллята составил около 35% и компонента дорожного битума около 57%.

  • Разгонка исходного гудрона без ЭР обработки позволила получить около 4,7% дистиллята. Температура начала кипения составила 270оС.

 

Блок-схема ЭР обработки гудрона и атмосферной разгонки полученного продукта (пересчет на исходный гудрон)

1

 

Материальный баланс ЭР переработки гудрона в пересчете на 1000 кг., кг 

Продукты

Расход 1

Расход 2

Суммарный расход

%

(ЭР обработка)

(после разгонки)

Гудрон

1000

Газы

80

 

80

80

8,0

Полупродукт

920

Фракция н.к.-360оС

350

350

35

Остаток (термобитум)

570

570

57

Всего

1000

 

1000

 

1000

1000

100

 

Продукты переработки гудрона и энергетические затраты

  • При переработке 1000 кг гудрона с использованием ЭР технологии может быть получено, кг: 80 – газа, 350 – отгона и 570 - остатка.
  • Отгон после первой разгонки соответствует требованиям ТУ к печному топливу.
  • Остаток является компонентом дорожного битума. Обладает показателем пенетрации 100 - 150 дмм и температурой размягчения по кольцу и шару (КиШ) 60 - 73оС, также его можно использовать как компонент сырья замедленного коксования.
  • Энергетические затраты при ЭР обработке 1000 кг гудрона: потребление источника питания ЭР реактора около 12,5 кВт, нагрев гудрона (с 25 до 160°C ) – 55 кВт, работа двигателя насоса – 3 кВт. Итого: 70,5 кВт на обработку 1000 кг гудрона.

 

 

Последовательность переработки гудрона после АВТ с целью получения мазута М100

Переработка гудрона состояла из следующих стадий:

 

  • Обработка гудрона в ЭР реакторе при 160оС с получением переработанного продукта;
  • Отгонка бензиновой фракции н.к.-200оС. В результате отгонки получается остаток-1. В бензиновой фракции содержится заметное количество диеновых углеводородов. Эта отгонка необходима для повышения стабильности продукта ЭР переработки гудрона во времени. Без отгонки бензиновой фракции вязкость и температура застывания резко возрастает за несколько дней.
  • Затем от 50% остатка-1 отгоняют фракцию 201-360оС, с получением остатка-2, который, представляет собой термобитум с пенетрацией 100-150 дмм и температурой размягчения по кольцу и шару (КиШ) 60-73оС. Этот отгон 201-360оС добавляют в оставшийся остаток-1. Полученный продукт соответствует требованиям к М100.

 

Материальный баланс переработки гудрона в М100, кг

1-й этап

Продукты исходные

Расход 1

Расход 2

Суммарный расход

%

(ЭР обработка)

(после 1-ой разгонки)

Гудрон

1000

Газы

80

 

80

80

8,0

Полупродукт

920

Отгон до 200 оС

100

100

10,0

Остаток - 1

820

820

82,0

Всего

1000

 

1000

 

1000

1000

100

 

2-й этап 

Продукты исходные

Расход 3

Расход 4

Суммарный расход

%

(после 2-й разгонки)

(смешение)

Остаток - 1

820

Остаток - 1

410

М100

513

513

51,3

Фракция 201-360оС

103

Остаток - 2

307

Термобитум

307

307

30,7

Всего

820

 

820

 

820

820

82

 

Блок-схема переработки гудрона в М100

1

 

 

Схема переработки гудрона М100

По этой схеме, образующийся остаток-2 (термобитум), перемешивается с исходным гудроном и полученную смесь направляют на переработку. В результате реализации этой технологической схемы из 1000 кг гудрона получается около 80 кг – топливного газа (в основном смесь предельных и непредельных углеводородов С1-С4), 100 кг бензиновой фракции н.к.–200°С (содержащей до 30% непредельных углеводородов, в том числе диенов) и до 80% - мазута М100. Эта энергосберегающая технологическая схема переработки гудрона является альтернативой для широко применяемого висбрекинга.

Результаты применения ЭР обработки гудрона

  • При атмосферной разгонке исходного гудрона до 360оС без ЭР обработки и после ЭР обработки получается соответственно около 4,7 и 35% дистиллятной фракции. Фракция 201-360оС соответствует требованиям к печному топливу. Получаемые при использовании ЭР технологии жидкие фракции могут быть гидроочищены и переработаны совместно с фракциями замедленного коксования и висбрекинга.
  • Получаемый остаток является компонентом дорожного битума.
  • Затраты электроэнергии непосредственно на ЭР обработку 800 кг гудрона составляет около 12,5 кВт.
  • Таким образом, ЭР метод при низких энергетических затратах может быть использован как нетрадиционный способ переработки нефтяного гудрона в мазут М100 с получением битумной фракции, так и без получения битумной фракции.

 

 Соответствие отгона требованиям ТУ к печному топливу (ТУ 19.20.27-001-05740304-2020)

Наименование показателя

Исходный мазут

Норма

Методы испытаний

Значения показателей

Марка А

Марка Б

Марка В

1

Внешний вид

 

Жидкость от темно зеленого до черного цвета

Жидкость от темно коричневого до черного цвета

Жидкость от темно коричневого до черного цвета

Визуальный осмотр

Темный, непрозрачный

2

Кинематическая вязкость, не более сСт при 40⁰С

 

15

20

50

ГОСТ 33

7,481 при 20⁰С

3

Плотность при 20⁰С, кг/м3, не более

974

860

940

980

ГОСТ 3900

867,5

4

Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ⁰С не выше

 

Плюс 60

Плюс 80

Плюс 130

ГОСТ 6356

79

5

Содержание воды, % не более

0,15

5

ГОСТ 2477

менее 0,05

6

Массовая доля механических примесей, % не более

 

1

ГОСТ 6370

0,04

7

Массовая доля серы, % не более

2,5

3,5

ASTM D 4294

1,35

8

Температура застывания, ⁰С, не выше

Плюс 3

Минус 20

Минус 10

0

ГОСТ 22287

Минус 34

9

Фракционный состав:

           
 

30% перегоняется при температуре ⁰С, не более

 

240

260

310

ASTM D 1160

70 при 350⁰С

 

50% перегоняется при температуре ⁰С, не более

 

320

330

340

 

60% перегоняется при температуре ⁰С, не более

 

360

360

360

10

Зольность, % не более

 

0,5

0,5

1,5

ГОСТ 1461

0,02

 

Соответствие полученного М100 требованиям ГОСТ 10585-2013

Наименование показателей, ед. изм.

Метод испытаний

Норма по ГОСТ

10585-2013 для М100

Результат

1.

Массовая доля серы,%

ASTM D 4294

 -

 2,70

2.

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с(сСт)

 ASTM D 445 Не более 50   40,21
3.

Температура вспышки в открытом тигле, °С

ASTM D 92

 Не более 110  176
4.

Зольность, малозольный , масс %

 ГОСТ 1461

 Не более 0,05  0,050
 5.

Массовая доля механических примесей, %

 ГОСТ 6370

 Не более 1,0  0,070
 6.

Массовая доля воды, %

 ISO 3733

 Не более 1,0  0,10
 7.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей (рН)

ГОСТ 6307

 Отсутствие

 pH 9.4

8.

Коксуемость, масс%

ГОСТ19932

 -

 15.42

9.

Содержание сероводорода, мг/кг

 IP 570

 Не более 10

 Менее 0,40

10.

Плотность при 15°С, кг/м3

 ISO 12185

 -

 980,7

11.

Определение теплоты сгорания (низшей) в пересчете на сухое топливо (небраковочной), кДЖ

ГОСТ21261

 Не менее 39900

 40480

12.

Температура текучести, °С

 ISO 3016

 -

 0

13.

Температура застывания, °С

 ГОСТ 20287

 Не выше 25

 Минус 5

 

Опытно-промышленная установка в контейнере

 

mazut

Технические характеристики опытно-промышленной установки для ЭР обработки гудрона

Наименование параметра

Значение

Максимальная производительность по исходному материалу, не менее, т/ч

8

Количество каналов разряда, шт.

50

Обслуживающий персонал, человек/смена

2

Максимальная установленная мощность, кВт/т

36

Максимальная потребляемая мощность, кВт

360

Напряжение питания переменного тока, В

380±38

Частота питания переменного тока, Гц

50±1

Расход присадки, кг/т

15

Объем бункера для присадки, м3

0,7

Общая площадь, не более, м2

31

Масса, не более, т

9

 

Протокол испытаний печного топлива

p

Протокол испытаний судового маловязкого топлива

s

 

Видео процесса: https://youtube.com/shorts/n2ewWdjw50A?feature=share 

хотите изучить разработку подробнее —
оставьте заявку